Суббота, 20 апреля 2024 / рус тат / обычная версия
Мы в социальных сетях

2.2.4 Ключевые конкурентные преимущества муниципального образования город Набережные Челны для инвесторов и предпринимателей

К ключевым конкурентным преимуществам муниципального образования г. Набережные Челны для инвесторов и предпринимателей относятся следующие аспекты:

1)      Благоприятное экономико-географическое положение.

2)      Благоприятная организация городской среды с четким выделением промышленной, селитебной и лесопарковой зон.

3)      Отсутствие этнонациональных конфликтов.

4)      Высокая обеспеченность населения торговыми площадями.

5)      Большой потенциал грузового автомобилестроения.

6)      Весомая доля малого бизнеса в экономике.

7)      Развит рынок производственно-складской  и офисной недвижимости.

8)      Развитие индустриальных парков и инкубаторов.

9)      Высокая обеспеченность объектами инженерной инфраструктуры.

10)  Доступность вузов.

Детально преимущества и возможности города, а также ограничения и проблемы рассмотрены в п. 1.2.2 и п. 2.2.1.2.

2.2.5 Оценка качества транспортно-логистических услуг на основе анализа материалов исследования грузо- и пассажирооборотов, логистической инфраструктуры и выявление ключевых сценариев развития транспортно-логистической системы города

2.2.5.1 Внешний транспорт

Город Набережные Челны является центром одной из ведущих агломераций, формирующим совместно с городами Нижнекамск и Елабуга, Камский инновационный территориально-производственный кластер. Географическое положение и развитая транспортно-производственная инфраструктура г. Набережные Челны делают его центром тяготения материальных, а соответственно и транспортных потоков. На рисунке 2.107 показаны агломерации Татарстана в контексте развития федеральных и межрегиональных транспортных коридоров.

Межагломерационные/межрегиональные транспортные направления:

-          Москва – Нижний Новгород – Чебоксары – Казань – Набережные Челны – Уфа – Екатеринбург является составной частью федерального транспортного коридора Москва – Татарстан – Урал – Сибирь (одно из направлений международного коридора «Транссиб»);

-          Восточно-Татарстанское направление: Набережные Челны – Ижевск – Пермь входит в Межрегиональный коридор Северный Урал – Ижевск – Татарстан – Западный Казахстан.

Дороги, входящие в данные направления, в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 г. должны стать высокоскоростными магистралями.

Через г. Набережные Челны проходит железная дорога, которая согласно «Стратегии РТ‑2030» также должна стать дорогой высокоскоростного сообщения. Г. Набережные Челны находится на берегу одной из величайших рек Европейской части России – Камы. В 20 км от города расположен международный Аэропорт «Бегишево».

Такая концентрация основных видов магистрального транспорта превращает г. Набережные Челны в мощнейший транспортный узел не только регионального, но и международного значения. Этому способствует и тот факт, что река Кама является составной частью Единой глубоководной системы Европейской части Российской Федерации (ЕГТС) – система внутренних водных путей России, связывающая Белое море, Балтийское море, Волгу, Москва-реку, Каспийское море и Азовское с Чёрным морем. Гарантированные глубины на всем протяжении ЕГТС составляют не менее 4,5 м, что позволяет проходить по ней речным судам и судам класса река-море.

 

Рисунок 2.107 – Республика Татарстан в контексте развития федеральных и межрегиональных транспортных коридоров[1]

2.2.5.1.1 Железнодорожный транспорт

Железнодорожный транспорт играет важную роль в функционировании и развитии товарного рынка г. Набережные Челны, в удовлетворении потребности населения в передвижении. На долю железнодорожного транспорта приходятся внутренние, межрегиональные и международные перевозки. В западном и юго-западном направлении от города проходит железная дорога Бугульма – Набережные Челны – Агрыз. В настоящее время пассажирские и грузовые перевозки г. Набережные Челны выполняются через железнодорожную станцию «Набережные Челны» и железнодорожный узел «Круглое поле».

Станция «Круглое поле» Куйбышевской железной дороги (железнодорожная линия «Агрыз – Акбаш»), находящаяся в 14 км от города, обеспечивает выход городу на магистрали «Киров – Пермь» и «Москва – Казань – Екатеринбург», осуществляет грузовые операции, состоит из пяти приемоотправочных и двух сортировочных путей.

Виды операций, осуществляемые на станции «Круглое поле»:

- прием и выдача грузов повагонными и мелкими отправками, загружаемых целыми вагонами, только на подъездных путях и местах необщего пользования;

- прием и выдача грузов в универсальных контейнерах транспорта массой брутто 3 и 5 т на подъездных путях;

- прием и выдача грузов в универсальных контейнерах транспорта массой брутто 20 т на подъездных путях.

В городе расположена пассажирская железнодорожная станция «Набережные Челны», которая располагает одним главным и тремя приемоотправочными путями. На станции имеется железнодорожный вокзал, который построен в 1994 г. Здание вокзала 4-х этажное. Проектная единовременная вместимость вокзала составляет 1000 пассажиров. Общая площадь вокзала – 8481,7 м2, общая площадь пассажирских посадочных платформ – 3378 м2. Железнодорожный вокзал совмещен с автовокзалом.

В таблице 2.29 представлены данные об объемах перевозки грузов по видам транспорта в Республике Татарстан.

Таблица 2.29 – Перевозки грузов по видам транспорта в Республике Татарстан, млн. т

  2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Транспорт – всего 142,2 171,0 165,4 160,5 140,3
в том числе          
железнодорожный 10,0 11,7 16,3 15,7 15,7
трубопроводный (нефтепроводы) 29,0 29,2 29,4 29,5 29,3
внутренний водный 8,7 18,2 13,8 10,7 5,6
автомобильный 1) 94,5 111,9 105,9 104,6 89,7
в том числе транспортом общего пользования 21,8 23,2 24,9 23,7 20,3

1) С учетом малых предприятий и оценки объемов работы, выполненной предпринимателями (физическими лицами), занимающимися коммерческими перевозками

Объемы перевозимых грузов железнодорожным транспортом в 2013 г. уменьшились по сравнению с 2012 г. на 3,7%, а в 2014 г. остались на уровне 2013 г.

Рисунок 2.108 – Структура перевозок грузов по видам транспорта в РТ за 2014 г., %

В 2014 г. объем перевозимых грузов железнодорожным транспортом в РТ составил 11% от общего объема перевозимых грузов (рис. 2.108). В то время как объем перевозимых грузов автомобильным транспортом составил 64%, что говорит о низкой конкурентоспособности железнодорожного транспорта.

Однако, средняя дальность перевозок грузов железнодорожным транспортом намного больше, чем автомобильным транспортом. Поэтому для оценки транспортной работы наиболее точным и объективным показателем является грузооборот. В таблице 2.30 представлены данные о грузообороте по видам транспорта в РТ за последние пять лет. Анализ показывает, что, грузооборот железнодорожного транспорта имеет тенденцию к увеличению, что говорит о росте средней дальности перевозимых грузов. Так, грузооборот железнодорожного транспорта составил 19% в 2014 г. от общего грузооборота, осуществляемого всеми видами транспорта в РТ, в то время как грузооборот автомобильного транспорта составил всего 4% (рис. 2.109).

Таблица 2.30 – Грузооборот по видам транспорта в РТ, миллионов тонно-километров

Вид транспорта 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Транспорт – всего 189966,6 191716,9 195077,0 186494,6 174007,4
в том числе          
железнодорожный 29150,7 30726,5 31965,4 29891,0 32632,4
трубопроводный (нефтепроводы) 153633,5 152972,0 152710,8 145893,4 133517,3
внутренний водный 1260,8 1572,0 3885,6 4059,3 1509,5
автомобильный 1) 5750,1 6249,5 6312,1 6399,7 6291,8
в том числе транспортом общего пользования 2416,8 2983,6 2902,0 3128,8 3684,8

1) С учетом малых предприятий и оценки объемов работы, выполненной предпринимателями (физическими лицами), занимающимися коммерческими перевозками

 

Рисунок 2.109 – Структура грузооборота по видам транспорта в РТ за 2014 г.

В настоящее время провозные и пропускные способности железнодорожной линии Агрыз – Алнаши находятся на пределе исчерпания. В связи с развитием Нижнекамского промышленного района и особой экономической зоны «Алабуга», произойдет резкое увеличение грузового потока на этой линии, и она не справится с прогнозируемым объемом перевозок грузов. Так, в 2015 г. в ОЭЗ «Алабуга» планируется достичь 60 компаний-резидентов, в прогнозах на 2020 г. увеличить их число до 120.

Также к основным проблемам железнодорожного транспорта можно отнести:

- устаревшие терминальные, складские и транспортные технологии, низкий уровень автоматизации процессов на железнодорожной станции «Круглое поле»;

- снижение конкурентоспособности железнодорожного транспорта, прежде всего, в сегменте генеральных грузов.

Мероприятия по развитию железнодорожного транспорта

1. Реконструкция линии Агрыз – Алнаши – строительство вторых путей и электрификация участка.

2. Развитие и модернизация сортировочной станции «Круглое поле».

3. Замена пассажирских вагонов, обращающихся на маршруте «Москва – Круглое поле», на современные, для создания удобств пассажирам.

4. Обустройство путепроводов для снижения аварийности на железнодорожных линиях, модернизация и реконструкция железнодорожных узлов, строительство подъездных путей к вновь строящимся предприятиям, модернизация вокзалов в соответствии с требованиями времени, создание железнодорожной транспортной инфраструктуры в особой экономической зоне «Алабуга».

2.2.5.1.2 Воздушный транспорт

Воздушные связи г. Набережные Челны осуществляются через международный аэропорт «Бегишево», расположенный в 24 км к юго-западу от г. Набережные Челны и в 21 км от г. Нижнекамск. Аэропорт «Бегишево» предназначен для обслуживания всего Набережночелнинского промышленного района. В аэропорту имеются: международный сектор, федеральный сектор, зал официальных лиц и делегаций, зал ожидания. В здании аэропорта имеются точки питания, сувенирные киоски, филиал банка, действует гостиница. Круглосуточно работают медпункт, комната матери и ребенка, молельная комната, камера хранения. Пропускная способность аэровокзала 400 чел./час, международного сектора – 100 пассажиров в час.

Аэропорт предназначен для грузопассажирских перевозок и обеспечивает воздушную связь в 57 направлениях. В настоящее время из аэропорта «Бегишево» выполняются регулярные и чартерные перевозки в города РФ, а также ближнее и дальнее зарубежье.

Связь аэропорта с г. Набережные Челны осуществляется по автомобильной дороге «Набережные Челны ‑ Нижнекамск». В таблице 2.31 приведены показатели работы аэропорта «Бегишево» за период 2010‑2014 гг. За период с 2010 по 2014 гг. отмечается рост всех показателей.

Таблица 2.31 – Показатели работы ОАО «АЭРОПОРТ «БЕГИШЕВО»

Показатели Ед. изм. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Самолётовылеты физ. ед. 3 023 3 476 3 380 5 361 6 209
в том числе МВЛ 191 269 300 371 481
Максимальная взлётная масса ВС тонн 114 373 122 775 108 169 129 119 157 571
Отправлено пассажиров: чел. 134 763 147 078 145 938 165 457 202 017
в т.ч. МВЛ 18 640 23 480 26 484 40 490 51 996
Прибыло пассажиров: чел. 133 890 146 812 146 414 167 159 205 398
в т.ч. МВЛ 18 116 23 154 26 267 38 785 52 693
Отправлено груза тонн 100 135 184 137 148
Разгружено груза тонн 236 243 263 279 293

 

Зона, тяготеющая к аэропорту «Бегишево», включает Тукаевский, Нижнекамский, Заинский, Актанышский, Муслюмовский, Сармановский, Мензелинский районы РТ. Ориентировочно объем пассажироперевозок аэропорта, расчет которого осуществлялся с учетом численности населения района тяготения, составит в 2025 г. 523,4 тыс. пассажиров.

В соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2001 г. N 848, предусмотрены следующие мероприятия:

- за счет средств федерального бюджета ‑ реконструкция перрона, рулежных дорожек, внутриаэродромных дорог, патрульной дороги и ограждения аэродрома, замена светосигнального оборудования;

- за счет прочих источников финансирования ‑ реконструкция объектов комплекса аэропорта, не относящихся к федеральной собственности

Основные ожидаемые результаты реализации мероприятий:

- обеспечение требуемого уровня безопасности полетов, улучшение качества предоставляемых авиауслуг, увеличение не менее чем на 30 тыс. пассажиров в год объема перевозок через аэропорт.

Этапы и сроки реализации мероприятий.

За счет средств федерального бюджета:

- проектирование ‑ 2017 г.;

- реконструкция ‑ 2019 г.;

За счет прочих источников финансирования ‑ реконструкция – 2018‑2019 гг.

Объемы и источники финансирования:

- общий объем финансирования ‑ 2674,4 млн. руб., в том числе за счет средств:

- федерального бюджета ‑ 1959,2 млн. руб.;

- бюджетов субъектов Российской Федерации ‑ 247,8 млн. руб.;

- внебюджетных источников ‑ 467,4 млн. руб.

2.2.5.1.3 Автомобильный транспорт и грузовые автомобильные перевозки

Автомобильный транспорт прочно вошел в современную жизнь, обеспечивая большой объем перевозок во всех сферах человеческой деятельности. Промышленность, строительная индустрия, сельское хозяйство, торговля не могут нормально функционировать без широкого использования автомобилей. Автомобильные перевозки стали неотъемлемым звеном транспортного процесса практически на всех видах транспорта, так как подвоз грузов и пассажиров к железнодорожным станциям, водным и воздушным портам обеспечивается главным образом на автомобилях.

Уровень автомобилизации ‑ это показатель оснащенности легковыми автомобилями населения страны, который рассчитывается как число индивидуальных легковых автомобилей на 1000 жителей.

Уровень автомобилизации населения считается одним из важных показателей благосостояния населения. Повышение уровня автомобилизации населения приводит к значительному изменению общественной инфраструктуры, увеличению мобильности людей и улучшению экономического положения людей. К негативным сторонам следует отнести влияние на экологическое состояние городской среды, загромождение улиц стоящими автомобилями.

По данным таблицы 2.32 выявляется тенденция увеличения количества транспортных средств в личной собственности, зарегистрированных в г. Набережные Челны. Обеспеченность населения автомобилями в личной собственности, включая легковые, грузовые автомобили и автобусы в расчете на 1000 чел. населения увеличилось с 227,66 шт. в 2010 г. до 313,67 шт. в 2014 г. Уровень автомобилизации с 2010 г. к 2014 г возрос на 35,2%, что отражено на рисунке 2.120.

Таблица 2.32 – Изменение количества автомобильных транспортных средств, зарегистрированных в г. Набережные Челны и уровня автомобилизации.

  2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Наличие автобусов организаций всех видов деятельности (на конец года; шт.) 616 685 781 680 717
Наличие грузовых автомобилей организаций всех видов деятельности, включая пикапы и фургоны на шасси легковых автомобилей (на конец года; шт.) 2725 2819 2710 2782 2656
Наличие грузовых автомобилей в личной собственности (на конец года; шт.) 8870 14062 14856 15361 15517
Наличие автобусов в личной собственности (на конец года; шт.) 958 1090 1093 1108 1140
Наличие легковых автомобилей в личной собственности (на конец года; шт.) 106345 115443 126948 139369 147093
Обеспеченность населения автомобилями в личной собственности, включая легковые, грузовые и автобусы (в расчете на 1000 чел. населения, на конец года, шт.) 227,66 254,19 276,59 300,25 313,67
Численность населения на начало года, чел. 510301 513773 516637 519025 522048
Уровень автомобилизации, шт. на 1000 человек 208,40 224,70 245,72 268,52 281,76

 

Автомобилизация наряду с безусловно положительным влиянием на экономику и социальное развитие государств, несет в себе и отрицательные последствия, связанные с большим числом дорожно-транспортных происшествий (ДТП), погибших и раненых, огромным материальным ущербом.

Рисунок 2.110 – Динамика уровня автомобилизации в г. Набережные Челны,
шт. на 1000 чел.

Анализ показателей аварийности на автомобильном транспорте в РТ показал (таблица 2.33), что количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП) сокращается. Однако количество пострадавших и погибших в результате ДТП в 2011, в 2012 и 2013 гг. увеличивается, особенно число пострадавших детей и подростков. В 2014 г. наблюдается сокращение числа пострадавших и погибших в ДТП, однако показатели аварийности остаются на высоком уровне. Причем количество детей и подростков до 16 лет раненых в ДТП увеличивается с каждым годом, так этот показатель к 2014 г. увеличился по сравнению с 2010 г. на 13,3%.

Таблица 2.33 – Аварийность на автомобильном транспорте в РТ

  2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Дорожно-транспортные происшествия - всего, случаев 5341 5566 5483 5410 5399
Погибло, чел. 668 696 695 709 614
в том числе детей и подростков до 16 лет 25 23 24 26 14
Ранено, чел. 6804 7067 7086 7032 6983
в том числе детей и подростков до 16 лет 587 621 611 635 665

 

В отработанных газах автомобилей содержатся канцерогенные компоненты – окислы углерода и азота, углеводороды, альдегиды, сернистый газ, свинец, хлор, бром, фосфор. Эти вещества оказывают вредное воздействие на здоровье людей, отрицательно влияют на животный и растительный мир. По данным таблицы 2.34 и рисунка 2.121, в г. Набережные Челны на автомобильный транспорт приходится более 70% от общего объема выбрасываемых в атмосферу вредных веществ.

Несмотря на перечисленные проблемы, связанные с деятельностью автомобильного транспорта, автомобильные пер